КУЗНЕЦ-ОРУЖЕЙНИК И СВЯЗАННЫЕ С НИМ МАСТЕРА При изготовлении меча, кузнец-оружейник обычно сам выполняет весь комплекс организационных работ. Он получает заказ от клиента и набирает помощников, чтобы выполнить эту работу. Обычно, после того, как кузнец изготавливает меч и выполняет промежуточную полировку лезвия, он отдает меч мастеру-полировщику, который полирует лезвие до появления хамон . После этого лезвие передается изготовителю хабаки, который, в свою очередь, передает лезвие мастеру по изготовлению ножен. Когда меч полностью готов, его снова передается мастеру-полировщику для завершающей полировки. После этого меч возвращается кузнецу, который осматривает лезвие, подписывает его и передает новому владельцу. В течение этого процесса, не возникает необходимости объяснять каждому мастеру что он должен делать, так как мастера обычно знакомы с работой друг друга и знают, что от них ожидается. Все мастера работают непосредственно с Ёсиндо и, как и он, являются частью нового поколения мастеров по изготовлению мечей, которое сформировалось в Японии после окончания Второй мировой войны. Изготовитель ножен (scabbard) Казуюки Такаяма знает Ёсиндо около двадцати лет и изготовляет ножны для мечей Ёсиндо с самого начала его карьеры. Полировка нового меча занимает значительное время - от одной до двух недель. На услуги известных мастеров полировки имеется большой спрос, поэтому списки очередности заказов у них очень длинные. Большинство полировальных работ для Ёсиндо выполнено живущими в Токио мастерами Окисато Фудзисиро, Такуси Сасаки и Нобуаки Сато. Фудзисиро, по словам Ёсиндо, может быть единственный мастер полировки в Японии, исследующий мечи научным способом; он - также опытный фотограф деталей лезвия меча. Ёсиндо особенно нравиться работа Фудзисиро, потому что он может добиться очень четкого и яркого хамон и превосходного качества поверхности лезвия. Ёсиндо часто может точно определить какой стиль полировки использовался по виду дзихада, яркости хамон и другим особенностям лезвия. Когда Фудзисиро и другие мастера полировки заняты, Ёсиндо договаривается с одним из нескольких учеников Фудзисиро. Для изготовления хабаки, специальной клиновидной втулки для удержания меча в ножнах, Ёсиндо обращается к Нобуо Асаи и Хироси Миядзима. Ёсиндо несколько лет работал с отцом Миядзимы, и начал пользоваться услугами сына после того, как тот открыл собственную мастерскую. Ёсиндо восхищается работой Миядзимы по точности изготовления хабаки, его форме и отделке. При заказе Ёсиндо указывает только тип хабаки и материал для изготовления, а цвет и декоративное исполнение оставляет на усмотрение мастера Миядзима. ОБУЧЕНИЕ НОВЫХ КУЗНЕЦОВ. В Японии до сих пор имеется только один способ овладеть искусством изготовления мечей – стать учеником мастера-оружейника. Это относиться также к искусству полировки, изготовлению хабаки, вырезанию ножен для меча, как необходимо это и для многих традиционных ремесел в Японии от Кабуки до разбивки сада. Но все эти ремесла испытывают влияние современного развития Японии. У молодых люди есть свои требования к образованию, которые должны быть выполнены, и, возможно, независимость, которая проявляется у них раньше, чем это происходило у старших поколений. Но пока в Японии сохраняется интерес к традиционных ремеслам и имеются стандарты формы, качества, и методики изготовления система ученичества не исчезнет. Квалификация, требуемая для этих ремесел, не так проста, чтобы быть изученной небрежно, без полной отдачи. Студенты, желающие стать учениками Ёсиндо, сначала оплачивают свой визит и беседу с ним. Некоторым из них по шестнадцать или семнадцать лет некоторым около тридцати. Ёсиндо единственный решает принять их или нет. Важно не то, как они выглядят или какое имеют образование, а то, что Ёсиндо должен почувствовать их преданность, выдержку и талант. Решение относительно ученичества не принимается обеими сторонами необдуманно. Студенты Ёсиндо должны жить с ним как часть его семьи. За несколько лет они узнают все основные навыки изготовления меча. В обмен они получают комнату, питание и маленькую стипендию (около 300 долларов в месяц). При этом они и обучаются и работают как помощники Ёсиндо шесть дней в неделю. Первая задача студента состоит в том, чтобы дробить древесный уголь, который будет поддерживать жар в кузнечном горне. После этого, он обучается сплющивать и разбивать на кусочки особую сталь - тамахаганэ, из которой будет изготовлен меч. Затем осваивает элементарные методы ковки и учится изготовлять и приваривать рукоять для удержания стальной заготовки в горячих углях. Постепенно ученик узнает, как сворачивать и сковывать различные сорта стали, как изготавливать
Я нашла его меч "Птицы", который был выкован в 1976 г.- не знаю правда сколько стоит, но его можно заказать, если есть коллекционеры, которым нравится этот мастер, там уже за ценой вопрос не встанет =) http://kasugai.ru/collections/mechi-i-dospekhi/mechi/tati-ptitsy/