Мне хотелось бы поделиться своими мыслями и выводами, основанными на своей практике и опыте.
Айкидо изначально создавалось как боевое искусство, предназначенное для самозащиты, а не для нападения, но я не сказал бы, что можно быстро и просто изучить Айкидо и добиться результатов в выполнении техники. Здесь существует несколько факторов, которые могут повлиять на ваш рост.
Что может повлиять на скорость обучения боевыми искусствами?
— Самый первый фактор — это, безусловно, ваше желание работать, ваше отношение к тренировкам, которые вы посещаете. Самое важное — это понимание того, что, по сути, вы сами себе учитель, что никто за вас не сможет сделать из вас сильного, уверенного в себе и спокойного человека, никто, кроме вас, не сможет изменить вас. Поэтому вы берете ответственность за ваше развитие на себя. Поверьте, это самый важный шаг, который вы должны сделать, если вы решили тем или иным образом изменить свою жизнь. Если вы решили, что настал момент, когда вы не сможете или не хотите быть таким, как раньше, вы берете на себя ответственность, это значит, что вы готовы работать и учиться. С таким отношением вам будет любое дело по плечу, не только боевые искусства, но и учеба в школе или ВУЗе, бизнес, здоровье, любая сторона вашего существования. Это очень не легко, сразу ничего не получится, но залог успеха — терпение, уважительное отношение к самому себе, и четкое понимание вашей цели.
Цели могут быть очень разные, кроме того, они могут меняться в процессе занятий. Даже если вы просто хотите похудеть, добиться хорошей физической формы, помните, цель — ваша, никто не сможет ее достичь, кроме вас. Хотите худеть, худейте! Хотите научиться хорошо двигаться — больше двигайтесь. Хотите научиться уворачиваться от ударов, тренируйте уходы в сторону и блоки. Хотите научиться контролировать противника, учитесь контролировать себя. Осуществить все это вам поможет ваш тренер, держите глаза и уши открытыми, следуйте советам, внимательно наблюдайте и размышляйте.
— Фактор второй. Тренер, инструктор, учитель или сенсей. Это тоже очень важный фактор. Когда вы приходите в зал, вы, в какой-то степени, доверяете себя инструктору. Поэтому очень важно понять, с кем вы будете иметь дело. На что чаще всего обращают внимание, так это на то, насколько инструктор владеет той техникой, которой он учит. Это, конечно важно. Но не первично важно. Объясню почему. Дело в том, что людей, которые хорошо владеют своим телом и техническим арсеналом того дела, которое они практикуют, не так уж мало. Но это ни в коем случае не означает, что если инструктор ловок, как обезьяна, быстр, как заяц, скользок, как уж, «нюх, как у собаки, а глаз как у орла», всеми этими качествами будете обладать и вы, через то время, которое определено местными нормативами.
Первое и главное — хороший боец и хороший учитель — не тождество! Это необходимо всегда помнить. Второе — ваши индивидуальные способности могут, в реальности, отличаться от вашего представления об этих способностях. Ведь мы все разные от природы: у кого-то лучше развита интуиция, у кого-то от природы ловкое и гибкое тело, кто-то внимателен, кто-то быстр, кто-то силен, кто-то толст, кто-то болен, кто-то стар. Способность выявить ваш талант и обойти или изменить ваш недостаток, дана далеко не каждому тренеру. Кроме того, у тренера должно быть терпение и такт, чтобы использовать эту способность, выявлять таланты и недостатки. Это доступно очень небольшому количеству инструкторов. И уж совсем единицам дан талант «подбирать ключики» к натуре и сердцу ученика. Совсем уж редкий дар, если учитель тонко чувствует момент для применения к вам «кнута или пряника», если у него есть ключик к вашей личности и он способен подвинуть вас не только к физической работе, но и к работе над духом. И что самое важное, учитель делает это из глубокой преданности к тому искусству, которым владеет и из искренней любви к вам. Если вы нашли такого учителя, вы просто счастливчик. Но, увы, это происходит с очень и очень немногими. По моему мнению, искать идеал не стоит, вы можете потратить на это жизнь, но приобрести лишь глубокое разочарование. Именно поэтому я повторюсь: БЕРИТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ЗАНЯТИЯ ИЛИ ЗА СВОЙ ПУТЬ НА СЕБЯ! Любой тренер или инструктор — это всего лишь человек, со своими недостатками или особенностями. Все находятся на разных этапах развития, кто-то может остановиться и оставаться на этом этапе всю жизнь, кто-то постоянно растет… Просто внимательно смотрите и не доверяйте свое здоровье, как физическое, так и психическое, первому встречному. Правда состоит в том, что некоторые инструкторы или учителя (полагаю, так было во все времена), озабочены в основном своей собственной персоной. Но качество, на которое вы должны обратить особое внимание — на любовь инструктора к своему Делу!
— Фактор третий. Ваши индивидуальные способности. Здесь можно отметить особенности психики, характера, физические особенности вашего тела, а так же состояние вашего здоровья. Все это может напрямую отразиться на скорости вашего роста и совершенствования в боевом искусстве.
Что может относиться к особенностям психики? Например, реакции. Как вы переживаете страх (эту сторону вашей психики необходимо изучать, но подходить к изучению нужно крайне осторожно, поскольку страх и паника — самая сильная эмоция, которую только может испытывать человек, и эта реакция очень серьезно может повлиять не только на психику, но и на физиологию организма и неблагоприятно отразиться на здоровье). Как вы воспринимаете неудачи, в какой степени вы можете контролировать свое эмоциональное состояние, как вы лучше воспринимаете информацию — на слух, зрительно или тактильно?
Особенности характера — это то, как вы, как личность, воспринимаете окружающее вас, людей, обстоятельства и т. д. Для того, чтобы успешно заниматься боевым искусством не надо обладать каким-то особенным характером или иметь определенные черты в характере, поскольку характер можно изменить и воспитать. Это крайне трудно, надлежит долго и болезненно работать над собой. Для того чтобы начать работать над чертами своего характера, которые вас не устраивают или которые вам мешают, необходимо знать себя. На тренировках вы и должны будете изучать самого себя, а для этого требуется желание и честность перед самим собой. Вы увидите, сколько «открытий чудных» будут вас посещать, при условии, что вы сами захотите встретиться с собой.
Состояние здоровья — важная, очень важная тема. Ваши тренировки могут либо улучшить состояние здоровья, либо его значительно ухудшить. Я уже говорила, что вы должны, прежде всего, взять на себя ответственность за свои тренировки. Если у вас есть проблемы со здоровьем, нужно обратиться к врачу, лучше всего одновременно к нескольким специалистам (мнение врача, за частую, бывает весьма субъективно, и в некоторых случаях врач лучше перестрахуется и запретит вам заниматься в принципе, чем возьмет на себя ответственность за ваше здоровье, если есть хоть малейший риск). Вы должны четко выяснить, есть ли какие либо противопоказания для вас, и поставить в известность об этом своего инструктора. Хороший тренер не станет перегружать вас во вред здоровью, будет внимательно следить за вами. Кроме того, если есть хоть малейший риск получить травму или иное повреждение от партнеров по занятию, то вы должны предупреждать каждого, с кем вы становитесь в пару о своей проблеме. Если ваш партнер нормальный человек, он поймет, и будет беречь вас, если же нет, просто не занимайтесь с такими людьми. Я надеюсь, со мной многие согласятся, что жизнь и здоровье, самые крупные ценности для человека, иногда даже здоровье важнее, чем жизнь. Поэтому я очень негативно отношусь к людям, которые пренебрегают этой ценностью, когда дают слишком сильные нагрузки или слишком опасную технику, к инструкторам, которые недостаточно озабочены безопасностью на своих тренировках. Я еще подробно коснусь этой темы в статьях в разделе «На тренировках». Короче говоря, будьте очень внимательны по отношению к себе и к окружающим вас. Если вы чувствуете, что ваш инструктор дал чрезмерную для вас нагрузку, или дал упражнение, опасное для вашего здоровья, объясните, почему вы отказываетесь его делать. Грамотный инструктор всегда поймет вас, если же нет, срочно бегите от такого человека. Помните, вы свободный человек, и что делать, а что не делать, решать, прежде всего, вам! Для многих людей, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем, важнее просто заниматься и чувствовать себя счастливыми, чем ломать себя ради результатов и поясов! Если того же мнения придерживается и ваш инструктор, то вы нашли тот клуб или секцию, которая вам нужна.
Начало
— Четвертый фактор — способность учиться. Это касается состояния вашего ума. Лучше всего, если ваш ум будет подобен белому чистому листу, тогда вы сможете на нем писать или рисовать. Я часто встречала людей, которые «под завязку» наполнены теоретическими знаниями, которые нередко находятся в беспорядке, что очень мешает такому человеку разобраться, что к чему. Ум, будто чердак, там можно отыскать и полезные вещи, и хлам, который никогда не понадобиться. Очень трудно отказаться от оценок и клише, но без такого отказа вы не сможете объемно увидеть то, что с вами будет происходить на тренировках, вы будете постоянно заниматься критикой тренера, своих товарищей, или самого себя. По опыту скажу, что этим занимается подавляющее большинство людей каждый день, и что это очень естественно для человеческого ума. Задача человека, который хочет постигать новое максимально полно — это научиться воспринимать вещи иначе. Трудная задача, но вполне решаемая, вы поймете важность того, о чем я говорю, когда четко увидите, как много времени мы все тратим на пустые оценки и критику. Сколько всего полезного можно сделать за это время, сколько энергии можно сохранить, если научить свой ум работать иным образом!
— И последнее, о чем хотелось бы сказать — это четкое определение целей ваших тренировок. Я уже говорила, что цели могут меняться в процессе тренировок. Важно, что именно вы определяете для себя как цель, можно ли ее достичь, занимаясь именно этим боевым искусством. Но здесь есть подводный камень. Не следует переоценивать себя, но и недооценивать себя — тоже вредно. Начинайте с маленьких целей, которые можно достигнуть за какое-то примерно определенное время, которое вы себе ставите, но будьте реальны в своих задачах. Переоценка самого себя может подкосить вашу уверенность себе, а может даже и сломать вас. Недооценка же себя может привести к тому, что скорость вашего развития будет столь медленна, что вы опять же будете разочарованы в себе и только углубите недовольство собой. Во всем нужна гармония, иными словами — умеренность и равновесие. Научиться уравновешивать себя вы так же сможете на тренировках. Я повторю, чтобы не ошибиться в вопросах целей и задач, которые вы себе ставите, вы должны относиться к себе с уважением и сравнивать свои результаты с самим собой, а не с успехами или неудачами других людей. Это залог правильного отношения к тренировкам, к людям, к самому себе, и такое отношение поможет сохранять необходимый для работы и успеха внутренний настрой.
Традиционное оружие в Айкидо.
Скажу еще несколько слов о занятиях с традиционным оружием. Сама я не мыслю Айкидо без тренировок с оружием. Пользу от этих тренировок сложно переоценить.[url=http://aikido-start.at.ua/stuff/ajkido/ajkido_ajkikaj_trenirovki_razminki/ajkido_uchebnyj_kurs_v_matveeva_obuchajushhaja_programma_1/8-1-0-14]1 й видео фильм находиться здесь[/url][/size]
[url=http://aikido-start.at.ua/stuff/ajkido/ajkido_ajkikaj_trenirovki_razminki/ajkido_uchebnyj_kurs_v_matveeva_obuchajushhaja_programma_2/8-1-0-13][size=11]2 й видео фильм находиться здесь[/size][/url]
[size=11]
[size=11][url=http://aikido-start.at.ua/stuff/ajkido/ajkido_ajkikaj_trenirovki_razminki/ajkido_uchebnyj_kurs_v_matveeva_obuchajushhaja_programma_3/8-1-0-12]3 й видео фильм находиться здесь[/url][/size]
Понятно, что вы не будете ходить с деревянным мечом или длинной палкой по улице. Но занятия с оружием учат координации, внимательности, реакции, скорости движения, спонтанности работы ума, дают ощущение опасности (что в свою очередь позволяет глубоко работать над собой), много еще чего…. Кроме того, это безумно интересно. Само собой, вам придется поначалу делать скучноватые упражнения, порой даже вам будет казаться, что они бессмысленны, но без азов вы не сможете овладеть ни одним делом. А вообще, чтобы вам не было скучно, и вы понимали смысл упражнений и заданий, об этом должен позаботиться инструктор. Для некоторых людей рутинные упражнения и бесконечные повторения — не проблема. Для других — серьезное испытание. Для меня, например, уж точно. Поскольку большинство из нас не являются просветленными личностями, и видеть смысл того, что мы делаем важно, лучше задать вопрос инструктору, чем скоро забросить занятия, так ничего и не поняв.
Искусство самостраховки. Безопасность в занятиях.
На демонстрациях техники Айкидо, мы можем увидеть высокие броски, и у нас складывается впечатление, что нападающие прыгают сами, поэтому нам кажется, что техника не реальная. Да, действительно так и есть, нападающие (уке) прыгают сами. Они делают это, что бы сохранить себя. Это тоже целое искусство, без умения правильно падать занятия Айкидо не могут быть безопасными. Наряду с изучением базовых перемещений вас сразу будут учить страховке. Сначала это будут простые кувырки, поскольку необходимо научиться группироваться, потом уже перекаты по максимально безопасной для тела траектории. Только потом вы научитесь выполнять высокие падения. Найти правильный к вам подход, чтобы вы быстро научились таким падениям, тоже задача вашего инструктора. Падения тоже сопряжены с опасностью. Самое главное, что бы вы не боялись, поэтому форсировать события нельзя. Те, кто совсем не боятся упасть, быстро овладевают искусством страховки, но не боятся далеко не все. Даже если вы уже не молоды, вы все равно, рано или поздно этому научитесь. Не делайте то, что делать боитесь, как показывает опыт, это может плохо кончиться. Не будьте, так же, излишне самоуверенны, это тоже может привести вас к травме.
Искусство страховки включает себя не только безболезненные и безопасные падения или перекаты, но и правильную реакцию на прием в целом. Где можно сопротивляться, где категорически этого делать нельзя; где надо расслабиться, а где это может быть опасным; с каким партнером можно встать в пару для работы, а кого нужно избегать, и как это распознать — все это вы должны взять на тренировках и применять на протяжении всего вашего пути в Айкидо, какого бы уровня вы ни были. Я знаю случаи, когда люди травмировались, потому, что попросту боялись своего партнера, и их недоверие оборачивалось против них самих. Не доверяете — не становитесь в пару с этим человеком, здоровее будете. Тут есть одна загвоздка. Дело в том, что по этикету — вы не имеете права отказывать человеку, который выбрал вас для занятия, поклонившись вам. А вам он не нравиться или вы боитесь его. Что же делать? В принципе — это проблема инструктора, обратитесь к нему за советом. Но! Вы взяли ответственность за свои занятия на себя, помните? Определите того, кто вам нужен как партнер и «охотьтесь» за ним. Вставайте, по возможности, с людьми выше вас уровнем. Естественно, что и они будут искать партнеров опытней себя. Не обижайтесь на них, ведь это естественно. Помните, ваше самолюбие — худший советчик в занятиях боевым искусством. Отдайте себе отчет, что вы только начинаете заниматься, это не значит, что вы плохой или ненужный, нелепый или не интересный. Даже если и так, что с того? Вы пришли учиться, ваша безопасность — главное. Хотя, я с уверенностью могу утверждать, что опытный занимающийся отнюдь не всегда деликатный и безопасный человек. Все люди разные. Если вам слишком больно, или вы не умеете или не можете упасть так, как вас к этому, допустим, вынуждают, не бойтесь об этом сказать своему партнеру.
Техника Айкидо «на коленях».
В Айкидо используются перемещения и выполнение техник на коленях. Это может показаться странно. До того, как в Японию пришла культура запада, японцы часто использовали положение на коленях, ели, отдыхали, выполняли поклоны и другие ритуалы. Поэтому уметь защищаться в этом положении, свободно двигаясь, было очень важно. Сейчас это уже кажется не таким актуальным, тем более для нас, европейцев, россиян и так далее, чья культура не связана с положением «на коленях». В некоторых стилях Айкидо все меньше используют практику «на коленях» или, по-японски — в сувариваза. Мне думается, что напрасно. Использовать любой способ тренировки, если он приносит пользу, дает преимущества. Да, мы так не ходим по улице, но кто знает, в какой ситуации вам может пригодиться умение перемещаться на коленях и с успехом использовать технику в этом положении. Вот пример: вы сидите на скамейке в парке, к вам подошли и собираются атаковать. Вполне вероятно, что у вас не будет возможности вскочить для отражения атаки или вы может попасть под удар. Будет неожиданным и эффективным, если вы вдруг уйдете вниз и бросите человека, не вставая на ноги. Или еще: вы находитесь на какой-то скользкой поверхности, на льду или мокром кафеле, в жидкой грязи, пытаясь двигаться стоя на ногах, вы увеличиваете опасность потерять равновесие, поскользнуться и упасть. На коленях вы будете устойчивей, не так ли? Кроме того, тренируясь в сувариваза, вы сможете лучше чувствовать свой центр и тренировать свое равновесие. Перемещения таким способом лучше тренирует бедра, а использование в техники работы бедер — краеугольный камень. Если вы внимательно будете следить за своими движениями и выполнять их правильно, то это будет полезно для связок коленей и стоп. Повторяю — внимательно и правильно, поскольку при небрежном отношении вы сможете нанести себе вред. Надеюсь, теперь вам не кажется техника на коленях столь уж нелепой и ненужной?
Атака в Айкидо.
Теперь коснусь темы атаки в Айкидо. На первый взгляд базовые атаки в Айкидо покажутся несколько скудными, а иногда абсурдными. Увы, человеческое существо способно превратить в абсурд все что угодно, вплоть до самых логичных и «работающих» систем. Я видела много «веселых картинок» в книжках, которые, вроде бы должны демонстрировать правильную технику в фото, поэтапно. Но из-за непонимания или недооценки серьезности атаки, подобные книжки превращаются в «мурзилки». Остается только воспринимать все это с юмором, но, к сожалению, слава о том, что Айкидо — не реальная система, а тем более, ни какое не боевое искусство, отвращает многих людей от занятий. А вот это уже не весело.
Я поясню, что я имею в виду. Как многим известно, существует два типа атаки — удар или захват. Чтобы не отрываться от «земли» и не превращать в фарс технику защиты, мы должны изучать атаки и делать их реально. Что значит реально? Каждая атака имеет цель, смысл заключается в том, что бы поразить противника. Это самое важное, но это самое важное постоянно выпадает из поля зрения занимающихся Айкидо. Я часто слышу, что, например, базовая атака — захват за руку, не реальна и не имеет смысла. В бою никто не будет так хватать. Да, не будут? Весь фокус в том, что захват за руку — это, в сущности, еще не атака, поскольку захват руки не может быть окончательной целью. За этим, наверняка, что-то еще должно последовать, или еще один захват для замка, броска, или продергивание для последующего удара. Ну, так вот с этим и надо работать. Если уке (нападающий), делает захват и сразу после этого его взгляд затуманивается и теряет осмысленность, то работать с таким уке становиться так же полезно, как, к примеру, с мешком с мукой. Или вот так: уке наносит «удар», сначала делает шаг к партнеру и замирает в этом положении с высоко поднятой рукой, открыв рот в крике, который так и не срывается с губ, что происходит с его взглядом я уже сказала, бедный айкидока пытается провести прием, который, как известно, должен быть защитой от нападения. Где же нападение? Какова атака, такова и защита. Где уж тут искать смысл!
Другая сторона монеты. Попробуйте-ка сделать прием Айкидо против удара боксера, или против захвата борца! Здесь уже встает вопрос о скорости. Скорость нарабатывается. Есть еще понятие «своевременности», или способности вписаться в атаку. Никто не сможет сразу делать быстро, на максимуме, вещей, которых не знает. Есть тонкости и хитрости, например, как гасить скорость атаки и сбивать ритм нападения. Все это требует времени для изучения. Времени, в смысле — множества тренировок, и времени, в смысле — малую скорость атаки, или вовсе статику. Вернемся к нашей «нереальной атаке» — захвату за руку. Атака прерывается после осуществления захвата за руку для того, что бы у человека, проводящего технику было время и возможность изучить угол ухода и способ блокировки или срыва захвата, для того, что бы почувствовать хорошо ли он сам стоит и как он выводит из равновесия своего партнера. Нужна статика, для того чтобы уке дал возможность партнеру изучить, каким образом он может обкатать руку, чтобы потом взять ее в замок. Если сразу пытаться выполнять все эти действия в движении, то можно пропустить маленькие, но очень важные детали, без которых техника не сработает. Поэтому поведение уке очень важно, его правильное поведение. Уке на протяжении всей техники, в статике она выполняется или при очень медленном движении, не должен терять нацеленность на наге (того, кто выполняет технику), не терять осмысленности своей атаки. Правильное отношение к взаимному процессу изучения техники и ее выполнения — залог того, что вы не потеряете интерес и ваше совершенствование не остановиться. Все эти вещи, конечно, входят в компетенцию вашего инструктора. Но ваш ум должен быть всегда при вас. Размышляйте. Будете хорошим уке — будете хорошим наге, и наоборот.
Если у вас возникли вопросы, обязательно спрашивайте. Но прежде чем спросить, дайте себе труд ответить на собственный вопрос самостоятельно.
Если вы хотите задать вопрос мне, пишите на электронный адрес, я обязательно постараюсь ответить на ваш вопрос. Я коснулась далеко не всего, и только слегка коснулась очень важных для меня самой вещей. Я хочу подробней осветить каждую тему, которую я подняла в этой статье, в разделе «На тренировках».
О детских тренировках. Информация для родителей.
Младшая детская группа.
В эту группу принимаются дети от 5 до 7 лет. Если ваш ребенок еще не достиг возраста 5 лет, но он достаточно неплохо развит для своего возраста, то мы с вами можем попробовать начать занятия. Мы принимаем на занятия и мальчиков и девочек.
Дело в том, что Айкидо — очень сложное боевое искусство даже для понимания взрослого человека, что уж говорить о маленьком ребенке. Поэтому в младшей детской группе мы, в основном, занимаемся общей физической подготовкой.
О чем нужно знать, когда вы отдаете ребенка в секцию.
Прежде чем отдать ребенка в секцию, обязательно получите разрешение врача. Доведите до сведения тренера о любых травмах, если они были, которые получил ребенок в прошлом, о любых проблемах со здоровьем. Прежде всего, за ребенка ответственен родитель. Придите в клуб и побеседуйте с тренером, расскажите о своем ребенке максимально полно, о характере, о том, посещает ли он садик, о том, что нравиться ребенку, и что нет. Ведь наша с вами задача принести ребенку много пользы, дать возможность ему развиваться и создать максимально благоприятные для этого условия.
Попасть в новую для себя среду для большинства детей — это стресс. Поскольку совершенно необходимо, чтобы малышу понравились занятия, и он стремился на тренировки, нам нужно свести этот стресс к минимуму. Если вы посчитаете, что при вашем присутствии на тренировке ребенок будет чувствовать себя спокойнее, вы, безусловно, поначалу можете остаться в зале. Главное, чтобы ребенок только чувствовал ваше присутствие, не более того. Нельзя одергивать его, подсказывать, ругать или делать замечания. Этим вы только будете отвлекать малыша, и мешать тренеру и другим детям. Вы привели ребенка на занятия, доверьтесь тренеру, у него немалый опыт по общению с детьми, и все будет в порядке.
Требования к ребенку
Совершенно очевидно, что ребенок должен быть в данный момент здоровым и отдохнувшим. Если вы чувствуете, что малыш заболевает или он устал, но все же хочет придти на занятие, предупредите об этом тренера, поскольку перегружать ребенка в этих случаях вредно для его здоровья.
Одежда для тренировок
К одежде тоже есть определенные требования. Совсем не обязательно покупать ребенку специальное кимоно. Это лишь на ваше усмотрение. Ребенок должен быть одет в трикотажную футболку или кофту с длинным рукавом и длинные штанишки. Одежда не должна иметь застежек или молний, чтобы не поранить ребенка. Лучше, если на малыше будут носочки, которые плотно сидят на стопе, с покрытием от скольжения на подошве. Если это девочка и у нее длинные волосы, используйте только мягкие завязки для волос. Избегайте использования любых заколок или жестких резинок. Помните, волосы не должны мешать ребенку, лезть в глаза. Категорически запрещается приходить на тренировки с украшениями, с крестиками на шее. Это тоже может быть опасно.
Еда и вода
Обязательно возьмите с собой воду, чтобы ребенок мог попить после тренировки. Не давайте малышу пить до тренировки. Проследите, чтобы ребенок посетил туалет. Не давайте сразу после тренировки тяжело усваиваемую пищу. Пусть он съест банан или яблочко. Придете домой, вот тогда и поедите плотно. Хорошо покормить ребенка после тренировки очень важно, чтобы организм восполнил запас необходимых для него веществ, чтобы ваш ребенок рос и становился крепким и сильным. Необходима белковая пища, которая легко усваивается: парная телятина, белое мясо курицы, морепродукты; лучше, если вы дадите мясо с овощами, но не с картофелем.
Поведение ребенка
Хотелось бы предупредить, что на тренировках огромное внимание уделяется дисциплине. Дисциплина — залог безопасности. Существуют определенные требования, которые ребенку совершенно необходимо соблюдать ребенок. Первое и самое главное — беспрекословное послушание. Прежде чем привести ребенка в секцию, объясните ребенку, что слушаться тренера очень важно, что бы это не стало для него неприятной неожиданностью. Также запрещено баловаться, драться, даже в шутку, так как дети не соизмеряют свои силы и могут травмировать друг друга. Нельзя без разрешения брать спортивный инвентарь, лазать по шведской стенке. Нельзя бегать по территории спорткомплекса. Практика показывает, что, зачастую, справиться с чужим ребенком и достигнуть взаимопонимания легче, чем со своим собственным. В любом случае, тренер и родители — теперь становятся одной командой, и будут работать в контакте друг с другом. Если ребенок выказывает непослушание, тренер сначала пытается с ним договориться, если это не помогает, то может прибегнуть к наказанию. Я, конечно, не имею в виду какой-либо вид телесного наказания, это совершенно недопустимо, но угол или скамейка для размышлений над своим поведением, обычно срабатывает. Родители, дети которых уже занимаются в этой группе, помогают тренеру поощрять ребенка или объяснять, в чем он, ребенок, был неправ. Вместе можно всегда найти путь к сердцу и уму вашего малыша.
Что дадут вашему ребенку тренировки
Прежде всего, ребенок физически окрепнет. На тренировках мы играем в подвижные игры, бегаем и прыгаем, учимся делать кувырки. На разминке мы делаем растяжку и разогреваемся, на это мы отводим приблизительно 30 мин. Разминка — это неотъемлемая часть тренировочного процесса, и чем качественней она проведена, тем ниже вероятность травмы. Мы разогреваем мышцы, растягиваем связки, прорабатываем суставы. Кроме того, разминка учит ребенка лучше чувствовать свое тело. Это самая распространенная проблема у детей, малыш еще плохо чувствует свое тело и не умеет им управлять. Мы учимся этому, иногда весело смеемся нас самими собой. Так ребенок улучшает свою координацию движений, и учиться принимать себя таким, какой он есть.
Тренируя взрослых, я часто наблюдаю, как люди боятся быть самими собой, стесняются своей неловкости и слабости. Наши проблемы с самооценкой имеют свои корни именно в детстве. Когда мы были маленькими, бывало, что у нас что-то не получалось так, как нам бы этого хотелось и мы сильно расстраивались из-за этого и оставляли свои попытки повторить что-то, боясь новой неудачи. Если еще, вдобавок, нас ругали взрослые или над нами смеялись сверстники, то мы теряли веру в себя. Недостаточная вера в себя может стать препятствием в любом деле, за которое мы беремся.
На тренировках с детьми тренера следят, чтобы дети терпимо относились друг к другу. Научить их уважать себя и других — очень важная задача. Этому уделяется огромное внимание. Благодаря тому, что все учатся поддерживать и помогать друг другу, в группе очень доброжелательная обстановка. Даже слегка замкнутые дети быстро осваиваются и свободно начинают общаться между собой.
Наряду с серьезными упражнениями мы играем и веселимся. Известно, что маленький ребенок не способен слишком долго удерживать внимание на чем-то одном, поэтому мы чередуем упражнения и игры.
Айкидо для детей
Как я уже упомянула, заниматься Айкидо с детьми очень сложно, поэтому мы начинаем обучение с самых азов. Мы изучаем передвижения, шаги, повороты, пытаемся научиться чувствовать равновесие. Многие дети пугаются, когда им пытаются нанести удар и закрывают глаза. Чтобы этого не происходило, все движения делаются очень медленно. Тогда ребенок успевает уклониться и поставить блок. Чтобы детям было интересно,изучаются простейшие приемы или даже, скорей, парные упражнения, которые являются совершенно безопасными. Чтобы ребенок не боялся падать, его учат делать это мягко, изучаются перекаты и кувырки. Так же происходит работа с дыханием. Объяснения даются в форме, легкой для восприятия ребенка, задействуем ассоциативное мышление малыша.
В конце каждой тренировки мы делаем комплекс силовых упражнений. Чтобы физическое развитие вашего ребенка было максимально эффективно, очень неплохо, если родители делают каждое утро вместе с ним зарядку. Это полезно и для ребенка и для родителя. Помните, что не только ваш ребенок тренируется, но и вы тоже. Тогда мы достигнем очень неплохого результата. Когда ребенок подрастет, мы переведем его в старшую детскую группу, там тренировки будут сложнее, но не менее интересны. Если ваш ребенок захочет заниматься чем-то другим, у него будут уже какие-то навыки, и он сможет лучше усваивать новые для себя предметы, и не только спортивные. Ведь на тренировках мы не только бегаем и прыгаем, но и общаемся, разбираем конфликтные ситуации, разговариваем на темы, которые интересуют или тревожат ребенка.
Все дети разные, все по-разному развиты, могут быть разного возраста, характера, иметь разные способности и по-разному воспринимают мир. Поэтому подход к каждому ребенку индивидуальный, нет общих критериев и требований. Мы с вами будем стараться лучше изучить характер ребенка, и это поможет развить его индивидуальность и привить хорошие черты характера и исправить дурные. Для того, что бы он жил сильной, полной радостной и успешной жизнью. Чтобы смог преодолевать трудности и учиться, приобретая ценный опыт. Чтоб он был счастлив!